Главная » 2011 Февраль 17 » Теория систем и сист.анализа-введение
17:15 Теория систем и сист.анализа-введение | |
В двадцатом столетии мир, окружающий человека, очень из¬менился. В результате научно-технической революции середины XX в. появилось много сложных объектов (атомные станции, космическая техника, электроника, компьютеры, и т. п.), исследование, описа¬ние, проектирование и управление которыми представляет опреде¬ленные трудности и проблемы. Один из ярких примеров усложнения окружающего мира — всеобщая компьютеризация. Компьютер — программно-техническое устройство, бывшее инструментом узких специалистов — ученых и исследователей, стало массовым явлени¬ем в наших домах и на рабочих местах. Круг общения человека за столетие расширился во много раз, человек в течение дня имеет в сотни раз больше контактов с други¬ми людьми, десятки раз в день сталкивается с ситуациями, требу¬ющими принятия решения, часто в условиях неопределенности. В общественно-экономической и политической сферах наблю¬дается усиление взаимовлияния, взаимозависимости, взаимодей¬ствия всех составных частей современного общества: все более тес¬но переплетаются экономические, политические, социальные, духовные процессы, теснее взаимодействуют государство и обще¬ство, производство и наука, культура и бытовая сфера, что порож¬дает трудности в познании, прогнозировании и управлении. В биологии и медицине ученые обнаруживают все более слож¬ные механизмы функционирования биологических объектов. В свя¬зи с этим, несмотря на достижения медицины, лечение болезней все еще представляют собой трудно разрешимую задачу. Сложные ситуации независимо возникли и в других сферах практической деятельности человека. Необходимость решения вышеназванных проблем вызвала к жизни множество приемов, методов, подходов, которые постепенно накапливались, развивались, обобщались, образуя, в конце кон¬цов, определенную технологию преодоления качественных и коли¬чественных сложностей: • в инженерной деятельности: проектирование, инженерное творчество, системотехника; • в военных и экономических вопросах: исследование операций; • в административном и политическом управлении: системный подход, политология, футурология; • в прикладных научных исследованиях: имитационное моде¬лирование, методология эксперимента и т. д. В результате сопоставления объектов различной природы уда¬лось выявить у них нечто общее, что получило название "система". Системность окружающего мира описывалась в различных науках и теориях на разных уровнях абстракции: философском — диалектический материализм; общенаучном — системология, общая теория систем, теория организаций; естественнонаучном — кибернетика; с развитием вычислительной техники возникли информатика и искусственный интеллект. Системные представления не являются открытием XX в. Сло¬во "система" появилось в Древней Греции 2000—2500 лет назад и означало "сочетание", "организм", "устройство", "организация", "строй", "союз". Первоначально оно было связано с формами соци¬ально-исторического бытия, позднее принцип порядка был перене¬сен на Вселенную. В античной философии термин "система" харак¬теризовал упорядоченность и целостность естественных объектов, а термин "синтагма" — упорядоченность и целостность искусствен¬ных объектов. В первой половине XX в. наука вынуждена была переосмыс¬лить многие фундаментальные понятия и выработать ряд новых, адекватных новым научным данным. Переход к изучению сложных систем практически во всех областях знаний потребовал переос¬мысления основ научной методологии и самого понятия "наука". Изучение квантово-механических систем в физике, химических про¬цессов и систем, появление теоретической биологии, формирование геохимии, а также биогеохимии и экологии, изучение высшей нервной деятельности, развитие социологии как реакции на услож¬няющийся социум, экономики, менеджмента привели к переосмыс¬лению понятий "система", "организация", "порядок", "хаос", "изменчивость", "устойчивость", "причинность", "взаимодействие", "управ¬ление", "обратная связь", "сигнал", "часть", "целое", "компонент", "элемент", "иерархия" и т. д. На повестку дня был поставлен воп¬рос изучения систем любой природы. В конце XIX — начале XX вв. возникают три варианта нового направления, которое предполагает обобщенное описание органи¬зации, "поведения" систем любой природы и управления ими. Тектология Александра Александровича Богданова (Малинов¬ского), 1913—1928 гг. Основная идея тектологии (название заим¬ствовано А.А. Богдановым у Эрнста Геккеля, который употреблял это слово по отношению к законам организации живых существ) заключается в единстве строения и развития самых различных си¬стем ("комплексов" по его терминологии) независимо от того конк¬ретного материала, из которого они состоят. Это системы лю¬бых уровней организации — от атомных и молекулярных до биологических и социальных. Тектология Богданова — всеобъем¬лющая наука об универсальных типах и закономерностях структурно¬го преобразования любых систем, общая теория организации и дез¬организации. Для построения грандиозного здания своей всеобщей организационной науки Богданов использовал материал самых различных наук, как естественных, так и общественных. Богданову удалось заложить основы новой синтетической науки, охватыва¬ющей все области человеческого знания. Общая теория систем Людвига фон Берталанфи, конец 40-х гг. XX в. Впервые использовал термин "теория систем" биолог-теоретик и философ Людвиг фон Бератланфи на философском се¬минаре в конце 40-х гг. Ему обязана своим существованием об¬ласть знаний под названием "общая теория систем". В его теории главное понятие — "открытая система". Кибернетика Норберта Винера, 1948 г. В 1948 г. выходит знаменитая книга Н. Винера "Кибернетика", в которой провозгла¬шается единство принципов управления в биологических и техни¬ческих системах, а позднее — и в социальных (в настоящее вре¬мя кибернетику чаще квалифицируют как часть теории систем). Чтобы понять комплексность системных исследований, обратимся к воспоминаниям Н. Винера, который указывает следующие на¬уки, так или иначе "пригодившиеся" ему в работе: математику, математическую логику, статистику, биологию, медицину, физиологию, нейрофизиологию, психологию, социологию, теорию связи, теоретическую электротехнику и электронику. В дальнейшем вопрос о системности окружающего мира про¬должали разрабатывать философы. Для решения практических задач было сформировано понятие "исследование операций". В 50—60 гг. в исследованиях сложных проблем проектирования и управления довольно широкое распространение получил термин "системотехника". В начале 80-х гг. уже стало очевидным, что все теоретические и прикладные дисциплины образуют как бы единый поток, "сис¬темное движение", методологической базой которого стал так на¬зываемый "системный подход", широко использовавшийся в пер¬вые годы приложения теории систем к практическим задачам, но несколько скомпрометированный большим числом работ некон¬структивного характера. Но системный подход — это не более чем подход, должна была возникнуть некая прикладная наука, являющаяся "мостом" между абстрактными теориями и живой системной практикой. Сначала она возникла, как мы видели, в разных областях под разными на¬званиями, но затем оформилась в науку, получившую название "системный анализ" — наиболее конструктивное из прикладных направлений системных исследований. Термин "системный анализ" впервые появился в работах кор¬порации RAND в 1948 г. Как направление кибернетики он стал рассматриваться в начале 50-х гг. при исследовании сложных сис¬тем в биологии, макроэкономике и создании автоматизированных экономико-организационных систем управления. Можно дать такое определение системного анализа. Современный системный анализ является прикладной наукой, нацеленной на выявление причин реальных сложностей, возникших перед "обладателем пробле¬мы" (организация, учреждение, предприятие, коллек¬тив), и на выработку вариантов их устранения. Цель системного анализа состоит не только в понимании функ¬ционирования системы (собственно анализ) — задачами более вы¬сокого уровня выступают проектирование, создание нужной систе¬мы и управление ею. В основе системного анализа лежит системный подход. Системный подход — это методология научного позна¬ния и практической деятельности, а также объяс¬нительный принцип, в основе которых лежит рас¬смотрение объекта как системы. Системный подход заключается в отказе от односторонне анали¬тических, линейно-причинных методов исследования. Основной акцент при его применении делается на анализ целостных свойств объекта, выявление его различных связей и структуры. Системный подход представляется наиболее универсальным методом анализа и исследо¬вания любых сложных технических, экономических, социальных, эко¬логических, политических, биологических и других систем. Области применения системного анализа обширны: от техни¬ки до экономики, от математики до социального планирования, от космических исследований до процессов обучения. Казалось бы, должно существовать общее изложение системного анализа, удовлетворяющее все эти области. Однако — и это выглядит парадоксальным — пока нет такого изложения. Име¬ются многочисленные публикации по этой теме, но нет учебника или монографии, где были бы систематизированы те принципы, рассуждения и методики, на которых основано множество приклад¬ных работ. Необходимо учесть, что, прочтя даже гору книг по сис¬темному анализу, нельзя стать специалистом в этой области — про¬фессионализм приобретается в процессе практической деятельности. Задача курса "Теория систем и системный анализ"— изучение основ системного подхода к анализу, описанию, проектированию и управлению объектами любой природы. Необходимо, чтобы приемы системного анализа стали органической частью деятельности специалистов, способом их мышления. Изучение курса в первую очередь необходимо для специалистов по информационным системам в экономике (учебная специальность 351400 "Прикладная информатика в экономике"), для которых вла¬дение системным анализом является частью их профессии. | |
|
Всего комментариев: 0 | |